Учебник по промышленной статистике


Анализ процессов - часть 9


Таким образом, нижняя граница допуска (lower specification limit – LSL) для данного процесса равна 74.0 - 0.02 = 73.98 , верхняя граница допуска (upper specification limit – USL) равна 74.0 + 0.02 = 74.02. Разность между НГД и ВГД называется размахом допуска (specification range).

Потенциальная пригодность (Cp).
Потенциальная пригодность (Cp).

Это простейший и самый естественный показатель пригодности производственного процесса. Он определяется как отношение размаха допуска к размаху процесса; при использовании границ ±3 сигма данный показатель можно выразить в виде

Cp = (ВГД-НГД)/(6*сигма)

Данное отношение выражает долю размаха кривой нормального распределения, попадающую в границы допуска (при условии, что среднее значение распределения является номинальным, то есть процесс центрирован, см. ниже).

В работе Bhote (1988) сообщается, что до повсеместного внедрения методов статистического контроля качества (до 1980 г.) обычное качество производственных процессов в США составляло примерно Cp = .67. Иными словами, два хвоста кривой нормального распределения, каждый из которых содержит примерно 15.5% общего количества изделий, попадали за границы допуска. В конце 80-х годов лишь около 30% производств в США находились на этом или еще худшем уровне качества (см. Bhote, 1988, стр. 51). В идеале, конечно, было бы хорошо, если бы этот показатель превышал 1, т.е. хотелось бы достигнуть такого уровня пригодности процесса, чтобы никакое (или почти никакое) изделие не выходило за границы допуска. Любопытно, что в начале 80-ых годов японская промышленность приняла в качестве стандарта Cp = 1.33! Пригодность процесса, требуемая для изготовления высокотехнологичных изделий, еще выше; компания Minolta установила показатель Cp = 2.0 как минимальный стандарт для себя (Bhote, 1988, стр. 53) и как общий стандарт для своих поставщиков. Заметим, что высокая пригодность процесса обычно приводит к более низкой, а не к более высокой себестоимости, если учесть затраты на рекламацию, связанную с низким качеством производимой продукции.


Начало  Назад  Вперед