Учебник по промышленной статистике


Надежность и позиционный анализ - часть 9


На практике, например, в маркетинговых исследованиях, часто используют фокусные группы для того, чтобы осветить столь много аспектов, сколь это возможно. Например, можно попросить небольшую группу активно заинтересованных американских автомобильных потребителей выразить свое отношение к машинам иностранного производства. В области образовательного и психологического тестирования на этой стадии конструирования шкалы обычно обращают внимание на аналогичные анкеты для того, чтобы получить максимально полное представление концепции.

Шаг 2: Выбор вопросов оптимальной трудности.
Шаг 2: Выбор вопросов оптимальной трудности.

В первый вариант вашего вопросника о "предпочтениях" включайте как можно больше вопросов. Теперь предложите эту анкету начальной выборке типичных респондентов и проанализируйте результаты по каждому пункту. Во-первых, вы увидите различные характеристики вопросов и выделите эффект пол-потолок. Если все согласны или не согласны с вопросом, то он, очевидно, не поможет провести различия между респондентами и окажется бесполезным для построения надежной шкалы. В конструкции теста долю респондентов, которые согласны или не согласны с вопросом, или долю тех, кто "верно" отвечают на вопросы (т.е. угадывают реально существующую тенденцию) называют трудностью вопроса. В сущности, вы могли бы посмотреть на выборочные средние и стандартные отклонения для вопросов и удалить те из них, которые дают резко выделяющиеся средние и нулевые или близкие к нулю дисперсии.

Шаг 3: Выбор внутренне непротиворечивых вопросов.
Шаг 3: Выбор внутренне непротиворечивых вопросов.

Напомним, что надежная шкала состоит из вопросов (позиций), которые пропорционально измеряют истинную метку; в нашем примере нам желательно отобрать вопросы, которые главным образом измеряют предубеждение против иностранных машин, при этом накладываются некоторые скрытые факторы, являющиеся случайными погрешностями. Для иллюстрации посмотрим на таблицу:

STATISTICA
АНАЛИЗ
НАДЕЖНОСТИ Итоги для шкалы: Среднее=46.1100 Ст.откл.=8.26444 N набл:100
Альфа Кронбаха: .794313 Стандартизованная альфа: .800491
Средняя межпозиционная корреляция: .297818


Переменная Среднее
при удал. Дисперсия
при удал. Ст.откл.
при удал. Общ-поз.
коррел. Квадрат
мн. регр.

Альфа
при удал.

ITEM1
ITEM2
ITEM3
ITEM4
ITEM5
ITEM6
ITEM7
ITEM8
ITEM9
ITEM10

41.61000
41.37000
41.41000
41.63000
41.52000
41.56000
41.46000
41.33000
41.44000
41.66000
51.93790
53.79310
54.86190
56.57310
64.16961
62.68640
54.02840
53.32110
55.06640
53.78440
7.206795
7.334378
7.406882
7.521509
8.010593
7.917474
7.350401
7.302130
7.420674
7.333785
.656298
.666111
.549226
.470852
.054609
.118561
.587637
.609204
.502529
.572875
.507160
.533015
.363895
.305573
.057399
.045653
.443563
.446298
.328149
.410561
.752243
.754692
.766778
.776015
.824907
.817907
.762033
.758992
.772013
.763314



Начало  Назад  Вперед